Цена одной задачи

Когда ребёнок пишет олимпиаду или вступительный экзамен, принципиальное значение имеет каждая задача, каждый балл. Один балл очень часто решает, занял ребёнок призовое место или не занял, поступил или не поступил. Не думаю, что кого-то сильно утешит мысль, что ребёнок почти поступил. Это примерно как прыгать через пропасть и почти допрыгнуть. Если не допрыгнул, то уже не принципиально на сколько.
В теории все это понимают, но подсознательно дети (и родители) сильно недооценивают значимость одной задачи на олимпиадах или экзаменах. Почему? Потому в школе одна задача практически ничего не решает. Давайте посчитаем. Рассмотрим два примера с конкретными цифрами.

Пример 1. В школе реальное значение имеют лишь четвертные оценки. В течение четверти ребёнок получает по алгебре примерно 10 оценок, в одной работе около 5 задач, результат усредняется. Т.е. ребёнок решает в районе 50 задач. Важность одной задачи примерно 1/50, т.е. около 2% (грубая оценка).
В олимпиадном задании 5-7 задач, т.е. важность одной задачи 1/7-1/5, т.е. примерно 15-20%. С учётом погрешности можно сказать, что важность одной задачи на олимпиаде в 5-10 раз выше, чем важность одной задачи в школе. Больше в 5-10 раз — это очень-очень много! Ошибиться в одной задаче на олимпиаде — это как получить две-три двойки в школе. Не думаю, что все осознают эти цифры.

Пример 2. Обратимся к статистике Математического праздника 2015 года для 6 класса*. 6 задач, 36 очков, ~6 баллов за задачу. 2500 участников, 550 призёров. На один балл «не допрыгнули» 110 человек, два лишних балла сделали бы призёрами 250 человек, не допрыгнули на задачу (1-6 баллов) — 850 человек. Т.е. недопрыгнувших на задачу в полтора раза больше, чем всего призёров. Ошибка всего в одной задаче оставила без призового места каждого третьего участника. 850 человек. Каждый третий. Очень много!

Какие из этого всего выводы? Бороться надо за каждую задачу, за каждый балл. Использовать всё время, все возможности, по десять раз проверять каждую задачу, стараться максимально подробно и последовательно писать решение. В одной из следующих заметок я ещё остановлюсь поподробней на том, что можно сделать, чтобы улучшить показатели, а пока хочу зафиксировать мысль, что каждая задача — это очень-очень важно.

Вступайте в группу ВКонтакте: http://vk.com/matolimp
Добавляйтесь в друзья в Facebook: https://www.facebook.com/matholimp
Приходите на занятия!