«Правильное» решение

Вступайте в группу ВКонтакте: http://vk.com/matolimp
Добавляйтесь в друзья в Facebook: https://www.facebook.com/matolimp
Приходите на занятия!

Наша действительность такова, что «правильное» решение назначается человеком, имеющим власть (проверяющим). Существенная часть загадок, творческих заданий и олимпиадных задач имеют не одно, а несколько вполне разумных решений, но далеко не все и не всегда готовы и могут это нормально воспринять.

Пример 1. Горело пять свечей. Три из них задули. Сколько свечей останется?
Глупым ответом считается «две свечи» (они продолжат гореть, т.е. останутся горящими).
Авторским «правильным» решением является «три свечи» (две другие сгорят, а три затушенные останутся).
Философским ответом является «останутся все пять свечей» (т.к. сразу после тушения все они продолжают существовать).

На мой взгляд, с подробным пояснением все три ответа являются интересными и правильными (особенно хорошо, когда решающий может увидеть все три сразу). В реальности же практически все считают правильным ответом второй и распространяют эту мысль, загадывая загадку друг другу и используя ситуационную власть (загадывающий имеет власть над решающим, потому что, якобы, знает правильный ответ). В этой ситуации могут возникать и возникают конфликты, когда решающий загадку абсолютно уверен в правильности своего решения, а проверяющему не хватает гибкости услышать и принять другую точку зрения. В идеальном мире такого, конечно, не должно быть. В идеальном мире люди слушают и пытаются понять друг друга, и «проверяющий» готов принять за правильное любое решение, которое решающий может разумно объяснить.

Пример 2. Расстояние между Сашей и Машей 20 км. Скорость Саши составляет 6 км/ч, Маши — 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через час?
Решение школьного уровня: «10 км», ведь идут они не иначе, как навстречу друг другу. И в обычной школе в ответах в конце учебника будет написано именно это.
Решение олимпиадного уровня: «10 км, 18 км, 22 км, 30 км в зависимости от направления движения по прямой» (навстречу, в одну сторону влево/вправо, в разные стороны). На олимпиаде в 4 классе уверенный плюс ставили бы именно за такой ответ.
Решение продвинутого уровня: «от 10 до 30 км в зависимости от направления движения в плоскости» (т.е. теперь идти они могут ещё и в разные стороны от дороги, что делает возможным любой промежуточный ответ).

Здесь тоже могут возникать конфликты, когда уровень вдумчивости решающего и проверяющего не совпадают, причём, в любую сторону. За продвинутое решение ребёнок в школе может получить минус, потому что в учебнике в ответах написано 10 км, и преподавателю этот ответ понятен. Или, наоборот, ребёнок и его родители, приехав на олимпиаду, могут недоумевать, что за бредовая задача, в которой не понятно, что происходит, и у которой четыре ответа.

UPD: «Проверяющий» — это не должность, а ситуационная роль. Если Вася загадывает загадку своему однокласснику Пете, то Вася — проверяющий, Петя — решающий. А когда Петя, прийдя домой, будет пересказывать загадку маме, уже он будет проверяющим, а мама — решающей.

(c) Максим Дмитриев matolimp.ru

Вступайте в группу ВКонтакте: http://vk.com/matolimp
Добавляйтесь в друзья в Facebook: https://www.facebook.com/matolimp
Приходите на занятия!