Советы тем, кто пишет олимпиады и сдаёт экзамены

1. Используйте всё время. Это очень важно. Если всё решили — проверяйте. Пробуйте найти новые смыслы, сделать что-то другим способом (если ответы совпали — это хороший знак), думайте, как можно сделать ваше решение более качественным и полным.

2. Начинайте с простого. Не обязательно решать все задачи по порядку. Если что-то кажется сложным или непонятным, смело пропускайте, вы вернётесь к этим вопросам позже.

3. Ищите подвох, разные смыслы, прочтения. Очень часто они есть. Подумайте, может ли быть несколько ответов. Иногда на это явно намекает формулировка вопроса («Каким может быть расстояние между … ?», «Сколько могло быть на празднике человек?» и т.п.)

4. Если что-то не понятно, задавайте вопросы. Не всегда на них отвечают, но задавать вопросы надо.

5. Если задачу можно прочитать по-разному, а на вопрос вам не ответили — это хороший знак. Рассмотрите и распишите подробно все возможные варианты.

6. Решили задачу, получили ответ — сделайте проверку. Сделали проверку — напишите решение. Написали решение — перечитайте вопрос и напишите ответ.

7. Не откладывайте оформление задачи на конец олимпиады. Вы можете забыть ход мысли или просто не успеть в конце всё записать. Оформляйте задачи сразу.

8. Пишите решение очень подробно. Не пренебрегайте пояснениями к действиям. Пишите объяснение текстом, как будто рассказываете решение сидящему рядом человеку. При этом следует руководствоваться здравым смыслом. Здесь речь идёт о серьёзных олимпиадах часа на два. Если же у вас, например, на вступительном экзамене на задание отведено меньше часа, явно упор надо сделать не на качество, а на количество. Но чаще всего времени достаточно, и значение имеет всё-таки именно качество.

9. Не жалейте места, оставляйте побольше свободного пространства. Может случиться так, что под конец олимпиады вы найдёте какие-то ошибки или захотите что-то исправить, дописать более подробные размышления.

10. Если какая-то задача упорно не получается, оставьте её, займитесь другими. Вы сможете вернуться к ней позже. Очень вероятно, что к тому моменту у вас появятся новые идеи.

11. Если вы чувствуете, что устали, посмотрите в окно, разомнитесь, выйдите из аудитории погулять, съешьте что-нибудь. Вы отдохнёте, отвлечётесь, переключитесь. Очень вероятно, что после этого появятся новые мысли.

12. Даже если кажется, что всё, что могли, вы уже сделали, не уходите раньше (уходить раньше — это совсем дурной тон). Сидите, проверяйте, думайте, отвлекитесь, снова думайте. Очень часто свежие мысли проходят ближе к концу отведённого времени.

13. Шоколадки, соки, тёплый чай бывают на олимпиадах и экзаменах очень кстати.

14. Вечером перед олимпиадой хорошо бы избегать стрессов, лечь спать пораньше, чтобы хорошо выспаться, быть на олимпиаде бодрым и отдохнувшим.

Разумеется, всё это маленькие штрихи, но, возможно, какие-то из этих советов помогут добыть тот самый решающий балл, который определит судьбу вашего ребёнка на экзамене или на олимпиаде.

Бонус:
* Ответ без решения — это мало, но чуть больше, чем ничего.
** Угадать, подобрать, списать ответ (а так же угрозы, подкуп, шантаж) — это всё хорошо, но только для того, чтобы понять ответ, знать к чему стремиться. Само же решение (способ получения ответа, который вы напишите в работе) должен быть логичным и последовательным. Никие числа или умозаключения не должны браться из ниоткуда. Результат каждого следующего действия должен получаться из чисел, данных в условии, или из чисел, полученных вами ранее.

Чем можно дополнить этот список? Пишите в комментариях!

(с) Максим Дмитриев matolimp.ru
http://matolimp.ru/мысли/

Вступайте в группу ВКонтакте: http://vk.com/matolimp
Добавляйтесь в друзья в Facebook: https://www.facebook.com/matholimp
Читайте МатОлимп в ЖЖ: http://math-olimp.livejournal.com

Приходите на занятия!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.